Что такое «бонус-малус», и как он работает?

2010-10-14

 Отечественные автолюбители достаточно давно знакомы с, так называемым, коэффициентом "бонус-малус", который увеличивает или уменьшает стоимость страхового полиса в зависимости от безаварийной езды страхователя.

Коэффициент "бонус-малус" (КБМ) делится на четырнадцать классов и его значение варьируется от 0,5 до 2,45. То есть, когда российский автолюбитель в очередной раз приобретает полис автострахования, базовый тариф умножается на значение коэффициента "бонус-малус", в результате чего увеличивается или уменьшается стоимость страховки.

Какое именно значение коэффициента будет применяться страховщиком для конкретного автолюбителя, в первую очередь, зависит от аккуратности его вождения в предыдущие годы.

Так, например, каждый безаварийный год езды приносит пятипроцентную скидку на страховой полис вплоть до половины его стоимости, которая достигается безупречным вождением в течение последних десяти лет.

Однако даже малейшее нарушение правил дорожного движения с причинением ущерба посторонним автомобилям может существенно повлиять на стоимость страхового полиса при следующем продлении страховки - отличное значение коэффициента "бонус-малус" может вместо 0,6 стать, например, равным 0,85.

А если частота дорожно-транспортных происшествий за текущий год превысит нормальный показатель, то КБМ может приобрести максимальное значение в 2,45, то есть страховой полис обойдется страхователю в два с половиной раза дороже.

Как уже понятно, увеличение значения коэффициента "бонус-малус" зависит не только от факта виновности страхователя в аварии, но и от количества подобных дорожно-транспортных происшествий.

Так, например, если автолюбитель в течении последних пяти лет и более, регулярно становился причиной нанесенного ущерба автомобилям третьих лиц, то вне зависимости от количества лет безупречной истории страхователя, он получит максимально высокое значение коэффициента "бонус-малус", после чего ему придется заново, целых четырнадцать лет, добиваться минимального показателя равного 0,5.

Более подробно изучить таблицу коэффициентов "бонус-малус" можно в Постановлении правительства Российской Федерации №739 от 08.12.2005, где юридическим языком приведены значения КБМ.

 

Если рассмотреть правила применения коэффициента "бонус-малус", то до февраля текущего года действовало следующее положение, согласно которому бонусы и малусы обладали конкретной привязкой к водителю и автомобилю, одновременно.

Таким образом, приобретая новый автомобиль, покупатель дополнительно покупал своеобразную индульгенцию, которая автоматически обнуляла всю его отрицательную аварийную историю, совершенную на проданной автомашине, и позволяла начать страховую историю заново - с коэффициентом "бонус-малус" равным 1.

Однако со вступлением в силу нового законопроекта "Об обязательном страховании автомобильной гражданской ответственности", страховая история привязывается исключительно к автовладельцу, и теперь никому не удастся начать свою жизнь "с нуля", покупая новый автомобиль.

Отныне страховая история и коэффициент "бонус-малус" будут сопровождать каждого российского водителя от одного автомобиля к другому.

Правда существует одно "но" - продолжительность подобного следования зависит во многом от самих автолюбителей. Все дело в том, что при заключении нового страхового договора ОСАГО, страхователь самостоятельно предоставляет информацию о своей истории дорожно-транспортных происшествий из предыдущей страховой компании, и соответственно, из-за естественного желания приукрасить свои водительские качества, он может утаить большинство нелицеприятных фактов из своей биографии.

В некоторых случаях подобное поведение может сработать, однако чаще всего страховая компания присылает подобному недобросовестному автовладельцу неприятное письмо, в котором уведомляет о том факте, что врать страховщику не стоит, и теперь стоимость его полиса автострахования ОСАГО увеличивается не только на коэффициент убытков равный 1,55, но и на коэффициент достоверности сведений равный 1,5.

Таким образом, подобный обман страховой компании может влететь автовладельцу в существенную сумму денег.

Однако существуют определенные способы законного уменьшения коэффициента "бонус-малус" в новой страховой компании. Одним из которых является следующий метод: имя автовладельца вписывается не только в страховой полис собственного автомобиля, но и в полисы автострахования друзей и родственников, которые заключены в других страховых компаниях (что ничего не будет им стоить).

Таким образом, страхователь получает несколько страховых историй у разных страховщиков, и при заключении нового договора автострахования ОСАГО в другой страховой компании, автовладелец приносит справку с наиболее лучшей аварийной историей.

Так как подобная чистая страховая история будет выписана не на его собственный автомобиль, то автовладелец заявляет о том, что предыдущий полис автострахования на автомашину был утерян, и название страховой компании никто не помнит.

После подобных объяснений "хитрый" автовладелец естественно не получит никаких скидок на полис ОСАГО, однако переплачивать ему тоже не придется.


Рассчитать стоимость автострахования:
калькулятор КАСКО
, калькулятор ОСАГО

 
Зеленая
карта


Обязательное
медицинское
страхование



Страхование
путешественников
и страхование для получения визы

Консультант по страхованию КАСКО, ОСАГО

Заказать звонок
Имя:
Когда?:
Телефон:
О компании      Партнеры      Калькулятор КАСКО      Калькулятор ОСАГО      Статьи по КАСКО ОСАГО      Новости КАСКО ОСАГО      Контакты     
Автострахование КАСКО и ОСАГО в "Центре Страхования" - калькулятор, расчет стоимости © 2007-2011